Описание и особенности театрального освещения сцены

За последние 5-10 лет в России (а особенно, конечно, в Москве) произошел настоящий «бум» на освещение городских общественных пространств. Но сделать освещение комфортным, избегая при этом светового загрязнения, до сих пор не получается. Разбираемся в современных трендах светодизайна и технических аспектах проектирования вместе со спикерами Interlight Design Academy.

Н., Шашни Р.Е., Горбунов А.П.

Развитие современной архитектуры идет в направлении экологичности и «зеленых стандартов». Одним из параметров экологичности зданий является освещение помещений естественным светом солнца. Описаны архитектура зданий и особенности естественного освещения помещений с использованием полых световодов. Рассмотрены конструктивные решения, достоинства и недостатки полых световодов. Приведен анализ Европейского опыта проектирования и строительства зданий с использованием полых световодов для освещения «глухих» помещений.

Направленный и рассеянный свет: в чем отличия

Направленный свет

Направленный свет создают точечные источники. Световые потоки от них концентрируются на отдельных объектах или в локальных зонах помещения, а все остальное пространство при этом освещается минимально. Такой тип освещения помогает выделить и интересно подчеркнуть детали и предметы интерьера, акцентировать внимание на картинах, скульптурах, коллекционных вещах и т.д.

Источники направленного света дают четкие тени от окружающих предметов, и они же являются причиной появления бликов на глянцевых и зеркальных поверхностях. Этот тип света в дизайне интерьера нужно использовать очень аккуратно, поскольку неправильно расставленные с его помощью акценты могут вызывать зрительный дискомфорт и усталость глаз. Кроме того, направленное освещение «высвечивает» все недостатки интерьера: в зоне его «работы» будут прекрасно заметны неровно поклеенные обои, шероховатости окрашенных поверхностей и другие нежелательные моменты.

Рассеянный свет

Рассеянным называется освещение, которое получается при отражении лучей света от различных поверхностей: потолка, пола, стен. Отражаясь, свет равномерно распределяется в пространстве, благодаря чему становится мягким и ненавязчивым. Он делает видимыми все окружающие предметы и детали, оставляя при этом минимальные тени и отражения.

Рассеянный свет, несмотря на всю его мягкость, тоже может раздражать глаза, если его непосредственный источник попадает в поле зрения человека. При выборе светильников нужно обращать внимание на конструкцию и тип стекла плафонов. Они должны быть такими, чтобы излучаемый светильником свет не мешал отдыху находящихся в помещении людей.

Что такое правильное освещение

Одним из главных критериев правильного выбора источника света является цветовая температура, которая измеряется по шкале Кельвина. Теплый свет издают лампы, цветовая температура которых не превышает 3300 К (например, лампы накалывания 200 Вт), в то время как холодный свет – это, как минимум, 4600 К (люминесцентная лампа). Первый влияет на мозг успокаивающе, расслабляет, создает хорошее настроение и наиболее подходящую для отдыха атмосферу. Противоположный эффект создает холодный свет – он стимулирует к действию, помогает сосредоточиться, мотивирует к работе.

Таким образом, в офисах, библиотеках, домашних кабинетах, местах для учебы ребенка следует использовать холодное освещение. В местах, где мы, как правило, не задерживаемся подолгу (например, коридоры, уборные) можно использовать нейтральное освещение. А в гостиной и, тем более, в спальне лучше устанавливать лампы, излучающие теплый свет. Кстати, специалисты говорят, что кухни и столовые также следует освещать такими же лампами. Все дело в том, что под холодным светом даже свежеприготовленное блюдо может выглядеть несвежим и неаппетитным.

Что такое правильное освещение

Еще один важный момент, на который следует обращать внимание при выборе лампы для закрытого помещения, это ее индекс (коэффициент) цветопередачи (измеряется в Ra). Этот параметр указывает, насколько естественно выглядят цвета при искусственном освещении по сравнению с их видом при дневном свете. Максимальный показатель Ra – 100, и он полностью соответствует характеристикам дневного освещения. То есть чтобы цвета под искусственным светом выглядели максимально естественно (как днем), надо выбирать лампы с максимально высоким показателем Ra. Лучшими для закрытых помещений считаются лампы с индексом цветопередачи в 80-90.

Читайте также:  Пластиковые окна Рехау. Виды профилей с фото. Отзывы

Материалы и инструменты

Материалы для работы:

  1. Металлическая панель от стеллажа.
  2. Матовая LED-лампа на 400–600 Лм — 7 шт.
  3. Подвесной патрон — 7 шт.
  4. Кабель с двойной изоляцией ПВС 2х0,75.
  5. Фанера 6-миллиметровая.
  6. Зажим электрический — 2 шт.
  7. Прочная проволока.
  8. Крюк, карабин — по 2 шт.
  9. Хомуты.
  10. Изолента.

Материалы и инструменты

Цветной кабель редко продается метражом, проще найти короткий удлинитель подходящего цвета.

Инструменты:

  • дрель, сверла;
  • пассатижи;
  • отвертки;
  • напильник;
  • ножницы по металлу;
  • ножовка;
  • рулетка, угольник;
  • молоток, керн;
  • нож.

Типы искусственного освещения на предприятиях

По выполняемым функциям искусственное освещение бывает:

  • Рабочим;
  • Дежурным;
  • Аварийным;
  • Охранным;
  • Сигнальным;
  • Бактерицидным;
  • Эритемным.

Рабочим называют освещение, обеспечивающее нормальные условия в помещениях. В нерабочее время используется дежурное освещение, для которого нет норм по области применения, равномерности и качеству.

В случае непредвиденных ситуаций, в том числе отключения электроэнергии, взамен основного освещения включается аварийное. Такие устройства устанавливают на производстве, на котором при отключении света может произойти пожар, отравление людей, взрыв или существенное нарушение технологического процесса. Это касается установок водоснабжения, электростанций, диспетчерских пунктов и т.п. Осветительные приборы в этом случае размещаются в местах, где проход может быть опасным: на лестничных площадках, в производственных помещениях с большим количеством людей.

К этой же категории относится эвакуационное освещение предприятий. Как видно из названия, оно нужно для эвакуации людей из помещения из-за аварийного отключения света. Освещение этого типа должно быть организовано на всем протяжении пути до выхода.

Светильники для аварийного освещения подключаются к независимым источникам питания. Здесь используются лампы накаливания либо люминесцентные. Приборы, которые применяются при эвакуации людей, должны быть подсоединены к сети, независимой от рабочего освещения.

С помощью охранного освещения создается хорошо освещенная в ночное время зона, чтобы на территорию объекта не могли проникнуть злоумышленники. Светильники обычно размещают вдоль границы охраняемого помещения.

Основная функция сигнального освещения заключается в информировании об опасности вторжения в определенную зону. Примером могут служить специальные огни на высоких сооружениях, предназначенные для самолетов.

Под бактерицидным освещением понимают воздействие ультрафиолета для обеззараживания воздуха. Эритемное облучение организуется при помощи UV ламп в помещениях, где не хватает естественного света. Электромагнитные лучи таких устройств благоприятно влияют на обмен веществ, дыхание, кровообращение и прочие функции человеческого организма. Такой подход позволяет избежать нарушений в состоянии здоровья у работников и падения эффективности производства.

Читайте также:  Как аккуратно и быстро снять пленку с пластиковых окон

Как выбрать угол падения света

От этого аспекта зависит восприятие происходящего на сцене, поэтому нужно подобрать подходящие углы падения света. Используется несколько вариантов, в которых несложно разобраться:

  1. Горизонтальный или плоский – светит прямо и совпадает с тем, как видят сцену зрители из зала. Это фоновое освещение, которое обеспечивает хорошую видимость, чаще всего используется в качестве вспомогательного.
  2. Заднее освещение идет от обратной стороны сцены, может быть как скрытым, так и открытым. Его используют для придания драматизма или выделения силуэтов тех, кто находится на сцене.
  3. Боковой свет чаще всего располагается по сторонам, нередко его скрывают за кулисами. За счет него можно акцентировать внимание на происходящем на сцене.
  4. Верхнее освещение может находиться как на потолке, так и на специальной балке, которая поднимается или опускается. Создает ощущение монументальности, но может дать и давящий эффект.
  5. Рамповый свет исходит из специальной ниши, которая может располагаться как почти под ногами у тех, кто находится на сцене, так и немного впереди них. Больше всего подходит для концертов и эстрадных выступлений, так как выглядит искусственно.

    Часто для монтажа освещения ставят металлический каркас.

  6. Верхний передний устанавливают в нише или на балке, которая находится под потолком перед сценой. Одно из лучших решений, позволяющее создать естественную атмосферу и погрузить зрителей в происходящее на сцене.
  7. Диагональная подсветка уходит под углом и позволяет создать интересные тени или подчеркнуть определенные ракурсы, чтобы придать оригинальность происходящему.
Как выбрать угол падения света

Эффект от каждого из вариантов отличается на разных сценах.

Люминесцентные лампы

Люминесцентные лампы (ЛЛ) — разрядные лампы низкого давления — представляют собой цилиндрическую трубку с электродами, в которую закачаны пары ртути. Эти лампы значительно меньше расходуют электроэнергию, чем лампы накаливания или даже галогенные лампы, а служат намного дольше (срок службы до 20 000 часов). Благодаря экономичности и долговечности эти лампы стали самыми распространенными источниками света. В странах с мягким климатом люминесцентные лампы широко применяются в наружном освещении городов. В холодных районах их распространению мешает падение светового потока при низких температурах. Принцип их действия основан на свечении люминофора, нанесенного на стенки колбы. Электрическое поле между электродами лампы заставляет пары ртути выделять невидимое ультрафиолетовое излучение, а люминофор преобразует это излучение в видимый свет. Подбирая сорт люминофора, можно изменять цветовую окраску испускаемого света.

Анастасия Приходько Светодизайнер, основатель проекта «Лаборатория Света», доцент МАрхИ

«В России есть основной документ – , это актуализированная версия СНиП 23–05–95, выпущенного впервые в 1995 году (при этом, в актуализированной версии цифры в разделах «Классификация и нормируемые показатели для пешеходных пространств» и «Нормы наружного освещения городских объектов» почти не отличаются)​. То есть почти 25 лет назад. Светодиодного освещения тогда еще не существовало.

На что тогда опираться и где брать нормы? Нужно, чтобы кто-то замерял реальную яркость в городском освещении и изучал влияние различных источников света на людей. Сейчас этим, как правило, занимаются только энтузиасты.

Я защищала кандидатскую диссертацию в Московском архитектурном институте на тему: «Принципы проектирования наружного освещения архитектурных объектов». Труд был о связи архитектурной формы и освещения, о том, как выразить тектонику здания светом и какое впечатление это производит на конечного зрителя. Для решения этих вопросов я не сидела в библиотеке — там ответов не было. Пришлось провести множество экспериментов: я бегала по ночной Москве с яркомером, замеряя и анализируя яркости исторических объектов (монастырей, театров, усадеб), клеила макеты, освещала их различным образом, и зазывала людей оценить результат, а потом вновь снимала яркостные показатели, делала специальные анкеты-опросники совместно с психологом из РГГУ. В экспериментах приняло участие более 230 человек. Результат — свой выработанный и проверенный подход к освещению исторических зданий и общественных пространств, навык построения эксперимента и очень важное понимание, что ты в своих суждениях и решениях можешь ошибаться, вернее, что они могут устаревать и поэтому всегда стоит держать «руку на пульсе».

Практикум «Лаборатории света»

Недавно я провела новое исследование и подробно расскажу о результатах на Interlight Design Academy в Москве. Мы обратили внимание, что взрослые люди и дети школьного возраста реагируют на световые сценарии по-разному. Вот за этими различиями мы и следили, пытаясь выявить причины и закономерности. А главное — переложить свои находки в рекомендации для проектирования освещения детских пространств. Сейчас очень много сделано для развития детских зон: необычные игровые площадки, специальная мебель, планировки детских комнат, учитывающие необходимость ребенка быть в постоянном движении… а вот подход к освещению в основном традиционный: фонарь на уличной площадке, направленный на игровой комплекс, люстра в комнате или встроенная светодиодная лента. Достаточно ли этого для комфорта ребенка?

В ходе эксперимента мы измеряли яркость и освещенность световых сцен, а детский психолог подсказывал, на какие поведенческие особенности юных участников стоит обратить внимание​».

Практикум «Лаборатории света»

«Начинающим специалистам я бы рекомендовала начать с проверенных временем, но не устаревших книг о светодизайне: «Световая Архитектура» (Н.М. Гусев и ) и «Световой дизайн города» (Н.И. Щепетков). В первой книге звучит удивительная мысль, что именно природный свет диктовал зодчим древности форму архитектурных элементов и пластику фасадов. Свет как естественный, так и искусственный трактуется здесь как строительный материал, такой же, как и камень, бетон, стекло… Аргументы в формате исследований авторами большого количества архитектурных объектов весьма убедительны. Монография Н.И. Щепеткова — масштабный глубокий труд, начинающийся с основ светотехники и завершающийся вопросами световой урбанистики. Написан непростым для современного читателя научным языком, но, если вы его осилите, почерпнете массу полезной информации.

Также в свое время мне очень понравилась книга Light Perspectives, выпущенная ERCO. Здесь много качественного иллюстративного материала и рекомендаций по решению небольших, но очень конкретных задач: как осветить глянцевый объект, как зрительно сломать форму, как визуально увеличить или уменьшить расстояние до объекта средствами светодизайна и т.д. Интересны труды Ричарда Келли, предлагающие универсальную схему освещения, позволяющую создавать нестандартные концептуальные проекты».

Узнать больше о трендах освещениях городских пространств от лучших специалистов России и Европы можно будет на открытой образовательной площадке Interlight Design Academy, которая будет работать 10-13 сентября в рамках выставки Interlight Russia | Intelligent building Russia. Вход бесплатный, но организаторы просят регистрироваться заранее.